![]()
|
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. |
| |
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению ФГ.
Письмо МинПросв РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению ФГ.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
Методические рекомендации для учителей и родителей
Рекомендации по формированию ФГ для учителей начальной школы
Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
Функциональная грамотности для педагога
Методы и инструменты оценивания читательской грамотности школьников
Рекомендации по формированию читательской грамотности
Методические рекомендации для учащихся
Банк заданий для оценки функциональной грамотности
- https://fg.resh.edu.ru/ - электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на платформе РЭШ
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ - банк заданий по функциональной грамотности (ФГБНУ институт стратегии развития образования российской академии образования)
- https://media.prosv.ru/fg/ - Банк заданий по функциональной грамотности (издательство "Просвещение")
- Банк заданий для начальной школы (Функциональная грамотность на уроках математики, Функциональная грамотность на уроках окружающего мира и математики, Функциональная грамотность на уроках чтения и окружающего мира, Функциональная грамотность на уроках литературного чтения, Карточки с заданиями)