Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются обычные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна: дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Поэтому возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование.
В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.
В настоящее время у нас разработаны и реализуются адаптированные общеобразовательные программы (АОП) для обучающихся следующих категорий: задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата и иными ограничениями здоровья. Адаптированные программы разработаны с учетом рекомендаций ПМПК детей инвалидов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Все обучающиеся с ОВЗ нашей школы обеспечены коррекционно-развивающим сопровождением специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, входящих в единую школьную Службу сопровождения.
В основе инклюзивного образования МАОУ Школа № 49 лежат следующие принципы:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения учителей и родителей других детей к детям с ОВЗ, от готовности их к совместному взаимодействию. Формирование инклюзивной культуры (IK) родителей — это принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается. Семья для ребенка с нарушениями в развитии — это место, где можно найти помощь, понимание, решить возникшие проблемы; это самые близкие люди, воспринимающие ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Однако зачастую именно самое близкое окружение препятствует адаптации ребенка к жизненным условиям, становится причиной формирования негативных качеств в ребенке.
Однако, с точки зрения Иллича, школьные неудачи связаны не с внутренними дефектами ребёнка, а с культурной средой. Если дети видят, что родители и педагоги работают вместе, они лучше понимают важность образования. Работа с родителями повышает возможности закрепления желаемого поведения, навыков общения и социализации. И именно через вовлечение родителей детей с ОВЗ, мы формируем IK в школе.
Инклюзивное образование представлено следующими модулями:
- Обучение на дому очное и с использованием дистанционных технологий.
Новые правила обучения для детей с ОВЗ с 01.03.2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятые Государственной Думой 23 июля 2024 года. Эти поправки касаются организации образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрим ключевые изменения.
Адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одним из ключевых аспектов обновлений является создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно изменениям в части 6 статьи 28, теперь образовательные организации обязаны «создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии».
Это требование также поддерживается Федеральным стандартом оценки качества образования (ФГОС), который стремится учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности.
На что обратить внимание:
* Создание специальных условий: Организации должны обеспечить доступ к адаптированным программам, что включает методическую помощь при разработке индивидуальных учебных планов. Это помогает минимизировать образовательные барьеры и облегчить интеграцию детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.
Условия организации обучения на дому
Изменения уточнили порядок и условия, при которых возможна организация обучения на дому для детей с определёнными заболеваниями.
Согласно изменению в части 5 статьи 41, новые требования для домашнего обучения включают необходимость предоставления письменных заявлений от родителей и медицинских заключений, что соответствует Приказу Министерства образования и науки РФ № 14 от 29 января 2014 года о порядке организации обучения на дому.
Мониторинг и поддержка
Изменения также включают обязательство центров психолого-педагогической помощи осуществлять мониторинг эффективности образовательных программ.
Часть 7 статьи 42 утверждает, что центры должны: «осуществлять мониторинг эффективности, оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям». Это подразумевает активное взаимодействие с образовательными организациями для повышения качества обучения.
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Создание психолого-медико-педагогических комиссий при центрах позволяет своевременно выявлять детей с отклонениями в развитии и предоставлять рекомендации по организации их обучения.
Согласно части 5 статьи 42, комиссии будут проводить «психолого-медико-педагогическое обследование», что позволит предоставлять актуальные рекомендации для установления индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося.
Принципы реализации изменений
1. Инклюзивное образование.
Согласно новым требованиям, образовательные организации должны переходить к инклюзивным моделям обучения, учитывающим потребности всех учащихся. Это включает использование адаптированных материалов и методов, которые позволяют интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
2. Партнерство.
Образовательные учреждения должны налаживать сотрудничество с медицинскими и социальными службами для обеспечения полного спектра поддержки для обучающихся и их семей.
Это подразумевает взаимодействие с различными федеральными и региональными органами власти, руководствуясь Федеральным законом № 442-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Подготовка педагогов.
С учетом изменений, необходимо усиление подготовки педагогических кадров в области работы с детьми с особыми потребностями, включая повышение квалификации и внедрение специализированных программ.
Заключение
Изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направлены на создание более доступной и качественной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации должны предпринять необходимые меры для эффективного внедрения этих изменений. Это не только улучшит учебный процесс, но и позволит каждому ребенку получить образование, соответствующее его потребностям
1) О реализуемых образовательных программах:
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
2) О материально-техническом обеспечении:
- Здание школы оборудовано внешним пандусом при главном входе
- Выделена стоянка для инвалидов
- Доступны 2 санитарно-гигиенических помещения (для мальчиков и девочек)
- Оборудованы 4 кабинета, сенсорный кабинет по программе "Доступная среда"
- Доступны библиотека, спортзал, раздевалка, где достаточная ширина дверного проема.
- Условия питания – столовые в учебных корпусах расположены на 1 этаже зданий
- Условия охраны здоровья – наличие медицинских кабинетов на 1 этажах зданий
- Доступ к электронным образовательным ресурсам, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не ограничен
- Интернаты и общежития отсутствуют
Полезные ссылки:
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
Адаптированные основные общеобразовательные программы